Государственная третьяковская галерея: сокровища русского искусства

Творчество передвижников является ярким примером русской классической живописи девятнадцатого столетия. Павел Третьяков, собирая коллекцию картин, старался выбрать передовые экземпляры, которые только появлялись на выставках, так ему удалось содействовать современному искусству, как значительному явлению своей культурной эпохи.

Из истории Государственной Третьяковской галереи

Павел Михайлович Третьяков известный меценат, истинный любитель русского искусства основал в середине девятнадцатого столетия картинную галерею. Две картины «Искушение» Н.Г.Шильдера, «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Худякова стали первыми в фонде крупнейшей отечественной галереи. В галерее хранятся шедевры, которые появились за тысячелетнюю давность, поэтому она внесена в список самых дорогих ценностей отечественной культуры. Идея галереи П.М. Третьякова была в том, чтобы показать произведения русских художников, отображающих историю отечественной культуры, такой она и осталась до сегодняшних дней.

В начале коллекцию составляло небольшое число живописных полотен, рисунков и скульптур. В 20- м веке она становится одной из крупнейших галерей не только России, но и Европы. Она регулярно пополняется отечественными работами, которые экспонируются согласно соблюдению исторической хронологии и монографического принципа. Сегодня коллекция насчитывает десятки тысяч произведений и имеет несколько отделов: древнее русское искусство (статуи, статуэтки, предметы народного творчества); живописные работы 18- начала 19-го столетий; художественные произведения со второй половины 19-го и начала 20 веков.

В галереи можно ознакомиться с изысканной русской графикой и скульптурой. Интересными покажутся предметы русской старины — это рамы, мебель, изделия декоративного творчества и живописные полотна после революционного периода, их можно встретить в отделениях на Крымском валу.

Живопись Древней Руси представляет период 11-18 столетий

Легендарная богоматерь, одна из самых знаменитых византийских творений, привезённых киевскими князьями в 12-ом веке. Третьяковская галерея обладает большим количеством портретной живописи. Общепризнанные шедевры очень одаренных портретистов — И. Н. Никитина, Левицкого, О. А. Кипренского, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова представлены к просмотру посетителям.

Пейзажные работы именитых представителей — С. Щедрина, Ф. Матвеева, М. Лебедева широко экспонируются в Третьяковке.
Впечатляют полотна Александра Иванова, талантливейшего выпускника академии художеств, с его ранними работами, набросками и его ключевым произведением «Явление Христа народу». Известный живописец Карл Брюллов, представляет свои превосходные портрет-картины А. Струговщикова, Н. Кукольника, М. А. Ланчи, картину «Всадница» и несколько автопортретов. Народное направление в изобразительном искусстве показывают наиболее яркие мастера — В. Тропинин, А. Венецианов и П. Федотов. По инициативе Тропинина художники впервые ввели изображения земледельцев, мастеровых, с чувством собственного достоинства и привлекательных самобытной красотой. Простая и тихая поэзия, отраженная в полотнах Венецианова покоряет посетителей. В первый раз в отечественном искусстве с таким сильным лирическим настроением художник раскрывает очарование родной стороны и прекрасные облики крестьян.

Федотов поразительно умело создал жанровые полотна, представляющие эпизоды из жизни и быта средних слоев общества: купцов, чиновников, обнищавших дворян. Творческая деятельность Венецианова и Федотова обратила русское искусство к идеям реалистического направления и актуальности. Федотов является основателем русского критического реализма.

Солидное и внушительное собрание художественных полотен 19 столетия

Личная коллекция П. М. Третьякова включает богатейшее собрание В. Перова, критического реалиста. Знаменитый портретист, жанрист, пронзительно изобразил крестьян после отмены крепостного права («Проводы усопшего», «Последний кабак у заставы»), получив свободу, крестьяне не получили землю и были обречены на нищету и беззаконие городских «низов». Третьяков сделал заказ Перову написать портрет Достоевского, который стал одним из замечательных портретов, написанных при жизни писателя. Во 2-ой половине 19 столетия, появились одни из крупнейших живописцев России: И. Репин, В. Суриков, В.. Васнецов.

Многочисленные творения талантливейших мастеров И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова хранятся в галерее, подтверждая их лепту в художественное искусство. Илья Репин,как профессиональный художник-психолог, изобразил социально-бытовую обстановку на полотне «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали». Василий Суриков обладал способностью провидца истории,
для которого восприятие истории осуществлялось через народ. Сурикову удавалось придать в своих монументальных работах, музыкальных по звучанию истинно народный дух. Васнецов черпал идеи полотен из русского фольклора. Кумиры Васнецова — это персонажи русских легенд, сказов и старинных поверий. Художник стремился создать идеал красоты человека сильного и благородного («Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Алёнушка»). Его творения придали романтическое настроение реалистическому направлению.

Жанровое направление 19 века представляют любопытные произведения, которые посвящены деревенскому быту и крестьянам того времени. На портретах сельских жителей и детей, сцены сельского быта ярко свидетельствуют о жизни деревень тех времён и обустройстве дворянских поместий. Остается только сожалеть, что в стенах музея не проводятся уроки истории. Сколько бы могли узнать и понять дети, посмотрев на эти живописные произведения!

Полотна П.Федотова имеют сюжеты, которые похожи на прекрасные зарисовки к насмешливым произведениям Гоголя, либо Салтыкова-Щедрина. Известные его живописные творения «Сватовство майора» «Анкор ещё анкор»! «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа» изображают простой быт мещанского сословия и веселые и печальные моменты их жизни, характерные для тех времён. Продолжением этой темы является знаменитое полотно В. Пукирева «Неравный брак», а также картины В.Г. Перова в которых он показал более горестные случаи.

Находясь в залах с произведениями художников 1-ой половины 19 столетия, посетитель обнаруживает смену стилистики. Всё кажется глубокомысленным, полным таинственных символов и знаков. На этих полотнах можно увидеть не только людей, но и ландшафты, бытовые эпизоды, передающие душевные состояния, что заставляет зрителя замереть и сопереживать увиденному на холсте.
Здесь находится самая знаменитая картина – «Явление Христа народу».

Трудно сказать, почему её помнят по иллюстрациям из учебников, но когда человек видит её воочию, она производит незабываемое впечатление. Размеры полотна 5,5 на 7,5 метров не вызывают возможность его проигнорировать! Тела людей, входящих реку для обряда крещения на переднем плане, в несколько раз больше реальной величины.

Поражает монументальность полотна и колоссальная работа мастера. Все мелочи изображены утонченно, продуманно, уверенно. Мастер так и не закончил полотно полностью, хотя работа продолжалась свыше 20 лет. О титанической работе Иванова можно судить по выполненным эскизам и наброскам, оставленным художником. Очень удачно, что их вывесили в залах для того, чтобы можно увидеть, как шло изменение изначальных идей, как живописец подбирал фигуры, пробовал, ошибался, создавая картину.

Полотна М. Врубеля открывают живописный период рубежа19 и 20-го столетий. Выразительные средства мастера совершенно другие, чем у предшественников, как бы являются пограничной чертой между реализмом и вновь рождающимся направлением в искусстве. Самые значительные его произведения – «Царевна-Лебедь» и «Демон (сидящий)». Посмотрев на потрясающие полотна, можно снова перевести дух, восхищаясь ландшафтными полотнами Левитана, Поленова, Грабаря и других пейзажистов, утонченной духовной живописью Нестерова М.В., полотнами Серова В., среди которых однозначно восхищает «Девочка с персиками». Выставка его картин прошлой зимой оказалась очень популярной среди жителей и гостей столицы. Любопытны картины Коровина К., соотносящиеся лучше других с направлениями в мировом творчестве. Его техника использует цветовую палитру, не позволяющую рассмотреть мельчайшие подробности, а создающюю мажорный настрой, динамику и энергетическую систему полотен. Таким является его произведение «Париж. Кафе дэ ля Пэ».

Искусство Древней Руси и иконописи также нашло место в Третьяковке. Посетитель может ознакомиться с аналогичными работами различных школ иконописи, настенной росписью и образами, созданными выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Андреем Рублёвым, а также с антикварными рукописями, уникальными драгоценностями.

Советский период в галерее

В Третьяковке достаточно полно отражается советское искусство, лучшие примеры которого показывают историю отечественной живописи и всю художественную культуру народов советской страны.

Третьяковская галерея стала богатейшим музеем и одновременно и научным учреждением мира, которая хранит и реставрирует, изучает и пропагандирует музейные сокровища. Ученые разрабатывают исторические и теоретические основы российского искусства, организуют экспозиции в нашей стране, и за её пределами, проводят лекции и экскурсии, масштабные реставрации и экспертизы произведений, используют новейшие компьютерные технологии. Третьяковская галерея обладает солидной специализированной библиотекой, которая состоит из десятков тысяч экземпляров печатной искусствоведческой продукции, фотографий и слайдов.

Главное здание Третьяковской галереи расположено в Лаврушинском переулке, те, кому интересно искусство, есть возможность продолжить осмотр произведений русских живописцев и зодчих 20-го столетия в филиале Третьяковки на Крымском валу.

Последующие направления в искусстве: символизм, примитивизм, абстракционизм

1910-1920 гг. выразительно разнятся от полотен классических живописцев, экспонирующихся в Третьяковке в Лаврушинском переулке. Это не абстрактные картины, но реалистическими их вряд ли назовешь. Поиск содержания и вида, сознательный уход от реальной действительности характерны в целом для живописи 20-го века. На холсте М. Ларионова «Отдыхающий солдат» кажется, что это обыкновенная портретная композиция, возрождающая возлежащих Венер, но живописец сочетает высокое и низкое, используя контрасты, показывает свой взгляд на социальную несправедливость общества.

Следующее направление живописи представлено полотнами Гончаровой Н.С., создает такое ощущение, что её рисунки или картину «Павлин» нарисовал маленький ребёнок, хотя казалось бы нарочитая примитивность имеет непростые сочетательные связи.

Живописцы 20 века принимают решение игнорировать все привычное: колорит, проекцию, парадигму рисунка – всё меняется, прослеживается постепенное развитие тенденций. Достижением кульминации нового искусства авангарда стали его яркие представители, такие как Филонов П.Н. Кандинский В.В. Шагал и Малевич К.С. Особенно завораживающими оказались полотна Филонова и Кандинского: любопытно рассматривать картины, угадывая, что скрывается за непонятными фигурами, необычным колоритом, штрихами.

Просто дух захватывает от экспромтов и эскизов Кандинского, находясь непосредственно перед полотном, начинаешь чувствовать, что он не просто экспериментировал с цветомузыкой, он это отразил на полотне. Казалось бы абстрактные структуры, хаотичное смещение штрихов и разводов цвета, но в совокупности могут ввести человека в сильное воодушевленное положение. Ранее живописцы сообщали и отражали какие-либо сюжеты, теперь они заставляют испытывать определенные чувства.

Точно также как в Лувре привлекает туристов «Джоконда» Леонардо да Винчи, а в Третьяковке на Крымском валу все тянутся посмотреть «Чёрный квадрат» Малевича. Это уникальное полотно остаётся темой горячих дискуссий между профессионалами и любителями искусства. Это художество является уникальным по своему супрематическому содержанию и создает платформу для творчества авангардистов, хотя полотно с трудом вызовет впечатление: из-за потрескавшегося квадрата на белом фоне. Многие люди хотели бы лично рассмотреть кредо революционного искусства, но кроме этого есть другие замечательные творения Малевича. Очень интересно проследить за сменой творческого восприятия художника: от реализма, символизма к авангарду, кубизму.

Кроме полотен живописцев, в залах авангарда есть возможность посмотреть воссоздание мастерского цеха Общества молодых художников и «Рабочего клуба» Родченко, отражающего новейшие тенденции авангарда и конструктивизма в проектировании и декоративно-прикладном творчестве.

Картины Петрова-Водкина К.С. пронизывает символизм. Не оставляет равнодушным его изестная картина «Купание красного коня» — популярнейшая работа живописца. Оригинальное произведение, в отличии от репродукций, требует от зрителя внимательного изучения картины. Лицо подростка, его положение, туловище коня – все имеет символическое значение: безгреховность, духовное целомудрие, появление на свет революционного искусства.

Искусство 1960-2000 годов

В конце экспозиций знаменитой галереи представлено искусство 1960-2000-х, в котором отображаются разнообразные современные тенденции. Работы современных художников представляют интерес, некоторые из них довольно необычны, непонятны, нелепы, но по сравнению с творениями авангардного течения, не ощущается за ними какого-то большого концептуального значения, либо психологической углубленности.

Всегда интересно зайти в подарочный салон при музее, здесь всегда найдётся что-нибудь особое и замечательное, что очень радует, кажется, что музеи России тянутся к уровню ведущих музеев Европы. В память о посещении галереи можно купить микро репродукции: они к счастью не очень дорогие. Более серьёзные приобретения это художественные альбомы и книги о Третьяковке и, конечно, русских живописцах, можно заказать репродукции наиболее известных полотен, либо купить шёлковые платки с темами из знаменитых картин.

Третьяковская галерея — это реальная сокровищница шедевров русского изобразительного искусства, где могут встретиться творения классиков, произведения авангардистов, и работы последних лет. Прогуливаясь по галерее, обязательно найдешь картину, созвучную мыслям и душевному состоянию любого человека.

Список:

  • Из истории Государственной Третьяковской галереи.
  • Живопись Древней Руси представляет период 11-18 столетий.
  • Солидное и внушительное собрание художественных полотен 19столетия.
  • Советский период в галерее.
  • Искусство 1960-2000.
Загрузка ...
Adblock detector