Восточная сказка в Бахчисарайском дворце

Содержание

Современный человек представляет себе жизнь мусульманского монарха весьма условно. По сказкам «1000 и 1 ночь», сериалу «Великолепный век» и подобным произведениям появляется образ величественного дворца с множеством комнат, крышей-куполом, окруженного пышной растительностью и фонтанами. С реальностью жизни свободного, а затем вассально зависимого небольшого государства, оказавшегося между двумя империями, можно познакомиться в городе Бахчисарай, третьей и последней столице Крымского ханства.

Ханский дворец

По одной версии, хан из рода Гераев во время охоты увидел сражение змей у реки Чурук-Су, в котором одна из них, выглядевшая мёртвой, смогла добраться до воды и выздороветь. По другой версии, старая столица стала слишком мала для расширяющегося государства. Новое жилище было заложено у слияния Биюк-Ашлама-Дере и Иосафатовой долины, в балке, зажатой горами. Дворец правителей Крымского Юрта строился как мечта о мусульманском рае. Лёгкие, почти невесомые на взгляд конструкции, ажурные решетки, порталы в стенах. Много растительных орнаментов, фресок с изображением пейзажей. Маленькие дворики с фонтанами, цветы, широко раскинувшие ветви деревья. В своё время архитектурный шедевр действительно казался изысканным райским садом.

От первоначального облика дворцового комплекса 16 века уцелело немногое. Тем более, что каждый новый правитель считал своим долгом достроить или украсить жилище. Сохранились перестроенная Большая и малая мечеть, Северная и Южная Дюрбе, 14 фонтанов. Бани не перестраивались никогда и дошли до нас в первоначальном виде.

Чужестранец мог попасть в главный корпус через Посольский дворик и портал Алевиза или Демир-Капы, «железные двери». Около года зодчий-итальянец, по пути в Москву приглашённый в гости владетельным Менгли-Гераем, работал над каменным кружевом входа, украсив его геометрическими орнаментами в пышном стиле эпохи Возрождения. Над входом арабская вязь складывается в слова, указывающая на принадлежность жилища этому хану и 1503 год. Ученые считают, что портал был перевезен из старой резиденции, а не построен на месте.

Через это богато украшенное сооружение чужеземец попадал в Фонтанный дворик и Зал Приёмов. Первоначально он был внутренним. Многие помещения дворца со временем обносились высокими стенами, надстраивались вторыми этажами, переделывались и расширялись. К 18 веку Фонтанный двор обзавелся колоннами, арками, росписями стен и сейчас представляет собой комнату у малой мечети, украшенную двумя сельсебилями – пристенными фонтанами.

Магзуб, Золотой фонтан, был сооружен в 18 веке и предназначен для ритуала омовения перед посещением малой мечети. Позолотой покрыты цитаты из Корана и растительный орнамент, символизирующий райские кущи.

Малую мечеть посещал только сам хан и самые близкие его приближенные. В помещении сохранились некоторые росписи 17-18 веков. Само помещение построено в 16 веке. Михраб в южной стене указывает направление в сторону Мекки. Над михрабом круглое витражное окно изображает «Печать Сулеймана». Этот древний символ часто использовался у ранних мусульман в качестве оберега. Тут можно вспомнить арабские сказки, где джина в сосуде можно было запечатать и удержать оттиском перстня мифического царя Сулеймана, понимавшего язык животных. В этом же помещении можно рассмотреть старинную кафедру

Зал Дивана — здесь заседал ханский совет. Вдоль стен протянулись низкие диваны для приближённых феодалов. Правитель сидел на отдельном троне во главе. Сам трон-диван с золотым шитьем, непривычный европейскому глазу, как и подушки на нём – копия оригинального. Помещение, расписанное орнаментами, декорированное красным и золотым, производит величественное впечатление даже сейчас. Светлое и просторное, с двумя рядами окон и балконом на северной стороне, за решетками которых мог подслушивать своих беев хан, оно очень красиво. В полу сохранился след от четырехугольного бассейна. Первоначально под Зала Дивана был мраморным, а стены украшены изразцами из фарфора. То, что посетители видят – сделано в 19 веке. От первоначальной постройки остались окна восточной стороны.

Одним из любимых мест отдыха хана была летняя беседка с удобными диванами и квадратным бассейном с фонтаном посредине. Ее построили в Бассейном дворике, пол выложили мрамором, со временем застеклили, украсили росписями. Диваны по периметру и сейчас накрыты коврами 18 века. В самый зной тут было прохладно и тихо. Над беседкой выстроили Золотой кабинет.

Бахчисарайский фонтан

«Фонтан слёз» сейчас находится в Фонтанном дворике. Первоначально находился у стен Дюрбе Диляры Бикеч, вода поступала из природного источника. В 18 веке безутешный Кырым Герай повелел мастеру Омеру, украшавшему дворец, изваять фонтан в память о любимой женщине. Такой, чтобы камень заплакал. Зодчий, не только нашёл инженерное решение, позволяющее воде течь, как слёзы. Возможно, он нашел способ обойти запрет на изображение человека в мусульманском искусстве.

Каменная роза вверху фонтана может символически изображать лицо пожилого человека. Два верхних лепестка – нахмуренный лоб. Лепестки по бокам – щеки. Пятый лепесток внизу – приоткрытый горестно рот. Слёзы капают из глаза-сердцевины, медленно наполняя большую чашу. Мысли, чувства – всё наполнено тоской по ушедшей. Горе стихает, вода переливается в меньшие чаши по бокам. Потом чувство усиливается, вода собирается в чаше побольше, стекая каскадами вниз. У подножия вырезан знак бесконечности.

В конце 18 века к приезду Екатерины II сооружение перенесли в Фонтанный дворик, где он находится по сей день. У стены установлен бюст Александра Сергеевича Пушкина, увековечившего скорбь владыки и красоту фонтана в стихах. Пока цветут розы, работники музея каждое утро кладут белый и красный цветок в верхнюю чашу в память о посещении поэтом Бахчисарая.

О самой Диляре ничего не известно, хотя по её повелению было возведено несколько построек, в том числе разрушенная Зелёная мечеть.

Ханский гарем

Из четырех зданий гарема остался небольшой трехкомнатный корпус. На веранде привлекают внимание необычные сооружения, которые можно принять за шкафы. Это балконы «мушараби». Сквозь частую решётку местные красавицы могли безбоязненно рассматривать прохожих, не рискуя быть замеченными. А через маленькие окошки внизу – подать милостыню. Эти балконы не оригинальные, их принесли из домов богатых мусульман, проживавших в окрестностях.

Гарем окружен восьмиметровым забором. Его никогда не посещали путешественники. Поэтому описаний или рисунков не сохранилось. Убранство восстановлено по образцам интерьеров крымскотатарских домов 18-19 века. В здании три комнаты. «Буфет», «Спальня» и «Гостиная» и закрытая беседка для отдыха. Здесь можно рассмотреть необычные камины дворца. Они представляли собой красиво украшенные ниши в стене без дымохода. Сюда устанавливались в специальных приспособлениях горячие угли. В «буфетной» в специальном шкафу и на полках на стенах расставлена изысканная посуда. Посуда была обязательной частью приданного женщины.

В таких комнатах подогревали еду и напитки на специальных «мангалах». Готовить в деревянном доме было небезопасно, кухонный корпус находился на краю комплекса.

Музыкальные инструменты, забытые на подушках дивана, расставленные на низких столиках яства, незаконченные рукоделия, в том числе тонкая двусторонняя вышивка по шёлку создают впечатления, что женские фигуры в национальных нарядах сейчас прервут беседу или игру на цитре или лютне и недоуменно взглянут на незваных гостей.

За гаремом находится небольшой дворик с ещё одним фонтаном, напоминающим шишку. Его называют «детским». Считается, что под пение его струй засыпали беспокойные малыши.

Загрузка ...
Adblock detector