Беларусь с клубом «8 Путешествий»: станционные дома

Беларусь с клубом «8 Путешествий»

Сегодня знакомство с новой страной или городом начинается с вокзала или аэропорта, а раньше, когда путешествия были более неспешными и менее удобными, путники, отправляющиеся, например, из Москвы в Минск, останавливались в станционных домах.

И сегодня, в поездках по России или отправляясь в туры по Беларуси можно увидеть подобные небольшие домики, построенные еще в XVIII веке. Белорусский почтовые дома примечательны и сегодня и многое могут рассказать об истории страны.

Возведение станционных почтовых домов осуществлялось, кроме типовых, и по индивидуальным проектам. Например, почтовые станции в Евтушкевичах и Дудичах (Речицкий уезд), построенные в 1798 году, существенно отличались как по размеру, так и по составу помещений от рекомендованных проектов.

Станционный дом в Евтушкевичах — деревянная постройка, которая включала сени, комнаты для приезжающих, писаря, комнату смотрителя и для ямщиков. В станционном доме в Дудичах были сени, гостиная, две комнаты смотрителя, еще одна комната, кладовая. На станционном дворе размещались: ямская изба, кладовые, конюшни, склад сена, навес для повозок, сарай.

Оба этих станционных дома, как и другие, построенные по индивидуальным проектам в конце XVIII в., располагались на так называемом Константинопольском тракте, проходившем из Могилева через Мозырь в Волынскую губернию. И сегодня путешествуя по этим местам с турами в Беларусь https://888travel.ru/tours/belarus можно увидеть подобные строения.

К концу XVIII века уже вырабатывается определенный состав помещений и набор надворных построек почтовой станции, по сути дела, станционный комплекс. Определенное влияние на его формирование оказали традиции строительства постоялых дворов, корчем со сходным составом помещений. Однако в станционных домах конюшни всегда выносились в отдельную постройку во дворе. Это объясняется тем, что лошади в почтовых домах содержались постоянно.

В 1820 г. в губернии были отправлены образцовые планы станционных домов трех разрядов, что соответствовало разделению дорог на главные, средние и малые. В зависимости от значения дорог на станции должно было содержаться различное количество лошадей: I разряд — более 50, II разряд — более 25, III — не менее 15.

Комплекс станционного дома третьего разряда состоял из центрального здания с помещениями для проезжающих, смотрителей, прописки подорожных. По обеим сторонам станционного дома, соединенные с ним оградой с воротами, симметрично располагались изба для ямщиков и кладовая с однотипными фасадами. В глубине станционного двора находились сараи и конюшни. Развернутая симметричная композиция станционного дома, вход, решенный в виде портика с рустованными арками, лаконичность декора говорят о влиянии архитектуры классицизма.

Загрузка ...
Adblock detector